Театр



На трамвае – в детство

 На трамвае - в детство

История молодости каждого современного киевлянина непременно содержит воспоминания об особенностях транспортной системы города, которая, до засилия частных автомобилей была не просто средством добраться из одной точки на карте в другую, но и своеобразным «местом встречи» для общения, обмена опытом, сплетен и просто любованием городскими пейзажами. Спектакль театра «Радуга» «Город миров, или двумя трамваями» по пьесе Сергея Черепанова в постановке молодого режиссера Юрия Раевского рассказывает о судьбе киевской семьи на протяжении полувека: глазами главного героя – Александра, в исполнении трех разновозрастных актеров: Сергея Черепанова, Константина Черняховского и Витера Кондрияненко. Они олицетворяют различные периоды жизни Александра и его восприятие окружающей действительности. Действие спектакля посвящается бабушке Александра – Софье Михайловне, непростая жизнь которое вырисовывается благодаря ее рассказам. Зрители видят детство и юность Софьи Михайловны, до революции жившей в роскоши и изобилии; в советские времена познавшей страх ареста и преследований. Еврейка, дочь состоятельного выкреста, Софочка была любимицей семьи и признанной красавицей Полтавы. Головокружительная любовь, скорый брак и переезд в Киев совпали с трагическими событиями революции, после – войны и зачистки евреев. Статная, величественная и в то же время отважная и прямолинейная, Софья Михайловна в исполнении Марины Фалькович поражает зрителей своей внутренней силой – на фоне комических перипетий сюжета черной нитью тянется глубокая личная трагедия: гибель братьев, разрушение привычного жизненного уклада гонения, постоянный страх закалили ее характер, но сохранили пылкую любовь к семье. Она знает Киев, а Киев знает ее – старый центр, и новые Святошино с Воскресенкой порой с восторгом, порой с завистью созерцают немолодую, но по-прежнему красивую, изящно одетую (от самого Проца!) даму, которая ежедневно двумя трамваями добирается к своему внуку, проезжая таким образом через весь город. Именно лейтмотив поездки в трамвае раскрывает бездну воспоминаний, которыми она делится с внуком. Движение вагона по рельсам напоминает скольжение пальцев Мойры по нити жизни – она то ускоряется, то замедляется, на ней встречаются узелки, иногда она страшно запутывается… Именно так разворачивается сюжет спектакля – веселые монологи и непринужденные беседы сменяются полными боли и страха разговорами о репрессиях и преследованиях, и снова переходят в ровное, безмятежное русло. Словно движение трамвая. Так, год за годом, Софья Михайловна ездит к внуку и домой, отпуская прошлое благодаря беседам с ним и предаваясь мечтаниям. 

Следует заметить, что главные роли разделены на три возрастных «сегмента», которые играются разными актерами. Подобно легенде о загадке Сфинкса перед зрителями предстают аллегории Юности, Зрелости и Старости, мировосприятие которых порой отличается. Следует также отметить игру Евгения Черняховского, исполняющего роль Дедушки Яши – супруга Софьи Михайловны. Его персонаж, являясь вспомогательным, тем не менее, чрезвычайно точно иллюстрирует характер Софьи Михайловны, высшей ценностью для которой была семья. Лишения и страх, перенесенные ею ради любви, раскрывают глубину ее чувств к Яше, жертвенность, силу воли. Евгений Черняховский трактует свою роль лирически, концентрируя внимание на взаимоотношениях между мужем и женой, а также между отцом и дочерью. Устами своего героя во всем поддерживает супругу, стараясь сделать ее жизнь максимально комфортной. Он выступает против ее путешествий на трамвае, считая их слишком утомительными. В этом проявляется принципиальная разница мировосприятия героев – в отличии от Софьи Михайловны, он не уделяет такое повышенное внимание эстетическим аспектам жизни киевлян, заботясь больше о комфорте. Не удивительно – ведь он много лет проработал «на расстрельной должности», где безжалостная советская социальная машина оттачивала прагматизм, лишая индивидов стремления к лучшей жизни. Пьеса уделяет большое внимание детским персонажам, мировосприятия которых демонстрируют совсем иные стороны жизни. Роли Александра и Софочки в детстве исполняют Витер Кондриятенко и Луна Черепанова, которые с детской непосредственностью и эмоциональностью демонстрируют зрителям моменты формирования личностей будущих главных героев. Отдельного внимания заслуживают исторические факты и бытовые детали, приведенные в пьесе. Стоит отметить дотошность Сергея Черепанова в описании модных тенденций середины ХХ века, которые буквально заполняли умы киевлянок. Ведь визиты к портным, модисткам, парикмахерам и визажистам были неотъемлемой частью жизни каждой уважающей себя киевлянки, но, в то же время, представляли собой своеобразное соревнование, в котором призом было не просто выглядеть лучше всех, но и вообще, попасть к тому мастеру, к которому «не попасть!». 
Автор сформулировал посвящение спектакля следующим образом: «Бабушкам и дедушкам, а также внукам посвящается. Если Вы киевлянин со стажем, если Вы любите смотреть на Киев с левого берега на закате, если умедляете ход, проезжая мимо Лавры, если верите, что в детство можно вернутся на трамвае, значит, эта история о Вас!» 
Большое значение в этом спектакле имеет художественное оформление – декорации, созданные Оксаной Здор, собирают в небольшом сценическом пространстве различные аспекты созерцания Киева – интерьеры и экстерьеры помещений, городские пейзажи, стилизованные облака. В отдельных мизансценах актеры применяют игровые декорации, обусловленные текстом пьесы: ветвь тополя, ворвавшаяся в кухню и спиленная Софьей Михайловной; стулья, расставляемые в разном порядке, меняют ассоциативное восприятие мизансцены – вагон трамвая сменяется дворовой лавочкой и диваном гостиной, и т. д.. Квартиры бабушки и внука изображены рисуночными линиями на белых ширмах, шаржировано олицетворяя советский быт. Небольшой подиум в центре сцены служит своеобразным «порталом» сквозь пространство и время: через него происходит воплощение воспоминаний героев – появляются их молодые ипостаси а также персонажи из прошлого. Подиум служит местом преображения актеров из одного персонажа в другого, таким образом небольшой театральный коллектив выполняет большое количество ролей пьесы.
 Киев меняется на глазах у зрителей не только внешне, но и духовно. Одно поколение стареет, другое – растет и расцветает. Постепенно меняются завсегдатаи уютненьких двориков, пассажиры транспорта, исчезают привычные для чопорных киевлянок модные ритуалы… Город разрастается, меняется инфраструктура и транспортная сеть. У большинства пассажиров нет времени на многочасовые трамвайные поездки, их заменяет более скоростное метро. Зрители узнают свою современность, которая предстает в шаржированной, гипертрофированной форме. Но для героев пьесы время застыло на определенной отметке – том периоде жизни, когда они были особенно счастливы. Они заставляют задуматься о самых счастливых днях, часах и минутах всех присутствующих. Спектакль учит зрителей находить радость и творческое самовыражение во всех аспектах повседневной жизни, а также любить и быть любимыми во всех человеческих возрастах. 




"Брати" на Срібному острові

Комментариев нет:

Отправить комментарий