На трамвае – в детство
На трамвае - в детство
История молодости каждого современного киевлянина
непременно содержит воспоминания об особенностях транспортной системы города,
которая, до засилия частных автомобилей была не просто средством добраться из
одной точки на карте в другую, но и своеобразным «местом встречи» для общения,
обмена опытом, сплетен и просто любованием городскими пейзажами. Спектакль
театра «Радуга» «Город миров, или двумя трамваями» по пьесе Сергея Черепанова в
постановке молодого режиссера Юрия Раевского рассказывает о судьбе киевской
семьи на протяжении полувека: глазами главного героя – Александра, в исполнении
трех разновозрастных актеров: Сергея Черепанова, Константина Черняховского и
Витера Кондрияненко. Они олицетворяют различные периоды жизни Александра и его
восприятие окружающей действительности. Действие спектакля посвящается бабушке
Александра – Софье Михайловне, непростая жизнь которое вырисовывается благодаря
ее рассказам. Зрители видят детство и юность Софьи Михайловны, до революции
жившей в роскоши и изобилии; в советские времена познавшей страх ареста и
преследований. Еврейка, дочь состоятельного выкреста, Софочка была любимицей
семьи и признанной красавицей Полтавы. Головокружительная любовь, скорый брак и
переезд в Киев совпали с трагическими событиями революции, после – войны и
зачистки евреев. Статная, величественная и в то же время отважная и
прямолинейная, Софья Михайловна в исполнении Марины Фалькович поражает зрителей
своей внутренней силой – на фоне комических перипетий сюжета черной нитью
тянется глубокая личная трагедия: гибель братьев, разрушение привычного
жизненного уклада гонения, постоянный страх закалили ее характер, но сохранили
пылкую любовь к семье. Она знает Киев, а Киев знает ее – старый центр, и новые
Святошино с Воскресенкой порой с восторгом, порой с завистью созерцают
немолодую, но по-прежнему красивую, изящно одетую (от самого Проца!) даму,
которая ежедневно двумя трамваями добирается к своему внуку, проезжая таким
образом через весь город. Именно лейтмотив поездки в трамвае раскрывает бездну
воспоминаний, которыми она делится с внуком. Движение вагона по рельсам
напоминает скольжение пальцев Мойры по нити жизни – она то ускоряется, то
замедляется, на ней встречаются узелки, иногда она страшно запутывается… Именно
так разворачивается сюжет спектакля – веселые монологи и непринужденные беседы
сменяются полными боли и страха разговорами о репрессиях и преследованиях, и
снова переходят в ровное, безмятежное русло. Словно движение трамвая. Так, год
за годом, Софья Михайловна ездит к внуку и домой, отпуская прошлое благодаря
беседам с ним и предаваясь мечтаниям.
Следует заметить, что главные роли
разделены на три возрастных «сегмента», которые играются разными актерами.
Подобно легенде о загадке Сфинкса перед зрителями предстают аллегории Юности,
Зрелости и Старости, мировосприятие которых порой отличается. Следует также
отметить игру Евгения Черняховского, исполняющего роль Дедушки Яши – супруга
Софьи Михайловны. Его персонаж, являясь вспомогательным, тем не менее,
чрезвычайно точно иллюстрирует характер Софьи Михайловны, высшей ценностью для
которой была семья. Лишения и страх, перенесенные ею ради любви, раскрывают
глубину ее чувств к Яше, жертвенность, силу воли. Евгений Черняховский трактует
свою роль лирически, концентрируя внимание на взаимоотношениях между мужем и
женой, а также между отцом и дочерью. Устами своего героя во всем поддерживает
супругу, стараясь сделать ее жизнь максимально комфортной. Он выступает против
ее путешествий на трамвае, считая их слишком утомительными. В этом проявляется
принципиальная разница мировосприятия героев – в отличии от Софьи Михайловны,
он не уделяет такое повышенное внимание эстетическим аспектам жизни киевлян, заботясь
больше о комфорте. Не удивительно – ведь он много лет проработал «на
расстрельной должности», где безжалостная советская социальная машина
оттачивала прагматизм, лишая индивидов стремления к лучшей жизни. Пьеса уделяет
большое внимание детским персонажам, мировосприятия которых демонстрируют
совсем иные стороны жизни. Роли Александра и Софочки в детстве исполняют Витер
Кондриятенко и Луна Черепанова, которые с детской непосредственностью и
эмоциональностью демонстрируют зрителям моменты формирования личностей будущих
главных героев. Отдельного внимания заслуживают исторические факты и бытовые
детали, приведенные в пьесе. Стоит отметить дотошность Сергея Черепанова в
описании модных тенденций середины ХХ века, которые буквально заполняли умы
киевлянок. Ведь визиты к портным, модисткам, парикмахерам и визажистам были
неотъемлемой частью жизни каждой уважающей себя киевлянки, но, в то же время,
представляли собой своеобразное соревнование, в котором призом было не просто
выглядеть лучше всех, но и вообще, попасть к тому мастеру, к которому «не
попасть!».
Автор сформулировал посвящение спектакля следующим образом:
«Бабушкам и дедушкам, а также внукам посвящается. Если Вы киевлянин со стажем,
если Вы любите смотреть на Киев с левого берега на закате, если умедляете ход,
проезжая мимо Лавры, если верите, что в детство можно вернутся на трамвае,
значит, эта история о Вас!»
Большое значение в этом спектакле имеет
художественное оформление – декорации, созданные Оксаной Здор, собирают в
небольшом сценическом пространстве различные аспекты созерцания Киева –
интерьеры и экстерьеры помещений, городские пейзажи, стилизованные облака. В
отдельных мизансценах актеры применяют игровые декорации, обусловленные текстом
пьесы: ветвь тополя, ворвавшаяся в кухню и спиленная Софьей Михайловной;
стулья, расставляемые в разном порядке, меняют ассоциативное восприятие
мизансцены – вагон трамвая сменяется дворовой лавочкой и диваном гостиной, и т.
д.. Квартиры бабушки и внука изображены рисуночными линиями на белых ширмах,
шаржировано олицетворяя советский быт. Небольшой подиум в центре сцены служит
своеобразным «порталом» сквозь пространство и время: через него происходит
воплощение воспоминаний героев – появляются их молодые ипостаси а также
персонажи из прошлого. Подиум служит местом преображения актеров из одного
персонажа в другого, таким образом небольшой театральный коллектив выполняет
большое количество ролей пьесы.
Киев меняется на глазах у зрителей не только
внешне, но и духовно. Одно поколение стареет, другое – растет и расцветает.
Постепенно меняются завсегдатаи уютненьких двориков, пассажиры транспорта,
исчезают привычные для чопорных киевлянок модные ритуалы… Город разрастается,
меняется инфраструктура и транспортная сеть. У большинства пассажиров нет
времени на многочасовые трамвайные поездки, их заменяет более скоростное метро.
Зрители узнают свою современность, которая предстает в шаржированной,
гипертрофированной форме. Но для героев пьесы время застыло на определенной
отметке – том периоде жизни, когда они были особенно счастливы. Они заставляют
задуматься о самых счастливых днях, часах и минутах всех присутствующих.
Спектакль учит зрителей находить радость и творческое самовыражение во всех
аспектах повседневной жизни, а также любить и быть любимыми во всех человеческих
возрастах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий